С 28 марта по 2 апреля 2016 г в МАУ ДО «Детская школа искусств» проводилась «Неделя открытых дверей» для родителей и жителей г.о. Верх-Нейвинский. В течение недели удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работы с опорой на личностно – ориентированный подход в обучении.

Всего за неделю было проведено более 20 мероприятий, в них приняли участие: 24 преподавателя, 146 учащихся, 227 родителей, более 87 человек жителей г.о. Верх-Нейвинский. Следует отметить, что все желающие имели возможность побывать на различных по содержанию, теме, структуре, форме открытых уроках: уроках-консультациях, мастер-классах, концертах.

Цель проведения:

Создание положительного имиджа школы, повышение открытости системы художественного образования, пропаганда педагогического опыта преподавателей, обучающихся и всего образовательного учреждения в целом.

Задачи:

  • Повысить качество образовательного процесса через освоение и внедрение в практику работы современных инновационных образовательных технологий.
  • Показать методические приемы и формы организации урочной деятельности обучающихся, обеспечивающие повышение мотивации и познавательного интереса.
  • Создать условия максимально благоприятствующих получению качественного художественного образования каждым обучающимся в зависимости от его индивидуальных способностей, культурно-образовательных потребностей.
  • Повысить интерес обучающихся к учебной деятельности ДШИ.
  • Дать возможность родителям и жителям поселка увидеть работу обучающихся на уроке.
  • Способствовать повышению педагогической культуры.
  • Создать условия для формирования механизма обратной связи между образовательным учреждением и социумом.

Начало «Недели отрытых дверей» состоялось 28 марта открытым уроком преподавателя Володькиной Н.А на тему: «Роль хореографического образа в танце». Учащиеся танцевального коллектива «Радуга» показали хореографические способности, хорошую координацию, легкость освоения различных танцевальных движений, гибкость, растяжку. Преподаватель обращал внимание, что обучение по предмету «Танец» включает занятия хореографией, что способствует развитию волевых качеств ребенка: самодисциплины, воли, собранности, самоконтроля, настойчивости, выдержки. Ярким акцентом урока стало исполнение танцевальных композиций «Менуэт», «В шляпах и без», которые не оставили равнодушными родителей, получивших массу положительных эмоций и отзывов. Родители отметили, что занятия хореографией не только способствует реализации двигательной активности ребенка через физическую нагрузку, но и способствует развитию пластической выразительности, приобщает к этикету и хорошим манерам в общении.

Проводимые уроки отмечались разнообразием приёмов и методов обучения, форм организации урока. Преподаватели старались работать творчески, показали свое профессиональное мастерство, поделились опытом.

Большой интерес вызвал открытый урок преподавателя Федуловой И.Н. на тему «Использование инновационных технологий на уроке сольфеджио». Цель урока: подготовка обучающихся VII классов к выпускным экзаменам. Учащиеся умело выполняли задания на интерактивной доске. Преподаватель профессионально увлекала учащихся и родителей, сочетая традиционные методы обучения с инновационными, в мир сложного предмета сольфеджио.

Предмет «История искусств» был представлен преподавателем Волковой Н.Л. в форме открытого урока «Илья Репин – «богатырь русской живописи». Учащиеся старших классов показали умение анализировать жанры и произведения изобразительного искусства русского художника И.Репина. Во время урока была создана атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. Учащиеся продемонстрировали так же умение формулировать и выражать свои собственные мысли. Для наглядного иллюстрирования учебного материала преподаватель использовала современные компьютерные технологии в виде презентации творчества И.Репина.

Сегодня и взрослые, и дети проявляют большой интерес к освоению современных технологий в декоративно-прикладном искусстве. Преподаватель Золотова А.А. провела мастер-класс для Совета инвалидов, Совета пенсионеров г.о. Верх-Нейвинский «Изготовление подарочного сувенира». Все участники мастер-класса с большим интересом познакомились с техникой декупаж (découper — вырезать) техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента к предмету, и далее, покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта. Истоки декупажа восходят к Средневековью. Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии. Сейчас эта старинная техника вновь стала модной и широко распространена в различных странах при декорировании различный предметов, а также при создании эксклюзивных предметов интерьера, и подарочных сувениров. Участники мастер-класса при помощи техники декупаж из салфеток изготовили эксклюзивные подарочные тарелки.

Наиболее запоминающим мероприятием был концерт «Весенний песенный букет» с выступлением обучающихся детей и взрослых классу гитары преподавателя Овчинниковой Н.Е. В программе концерта прозвучали песниавторов бардовской песни. Песня-это душа русского народа, тот, кто умеет и любит петь, а еще и аккомпанировать себе на гитаре, несомненно, будет дарить людям радость, раскрашивать свою жизнь удивительными моментами путешествий и незабываемых событий. Все присутствующие на концерте были в восторге от исполнения песен и обучающимися и самим преподавателем. От прекрасной музыки получили массу положительных эмоций, заряд бодрости весеннего настроения

Открытый урок по предмету «Скульптура» провел преподаватель Фурса А.А. с учащимися старших классов на тему «Ваяние фигурки животного». Урок был выстроен, в соответствии с правилами методики, учетом индивидуальных особенностей учащихся класса. На основе опорных рисунков, эскизов учащиеся вместе с родителями с большим интересом осваивали приемы работы с глиной. Родители, присутствующие на мастер-классе отметили, что занятие было очень познавательным и интересным.

На двух мастер-классах по предмету «Живопись» на тему «Натюрморт» преподаватель Ивойлов И.И. познакомил родителей и обучающихся старших классовс техникой живописи " по сырому", которая подразумевает нанесение краски на предварительно увлаженную поверхность бумаги: она может быть увлажнена водой или слоем еще невысохшей краски. С огромным удовольствием родители и обучающиеся взяли краски и кисти и написали натюрморт, в процессе нанесения и смешивания цветовых заливок, используя за основу метод естественного и плавного смешивания красок, в результате которого между полосами различных цветов создается мягкий тональный переход. Родители, присутствующие на мастер-классе отметили, что занятие было очень познавательным и интересным.

Открытый урок по предмету лепка с обучающимися «Подготовка детей к обучению в школе» - изобразительное искусство провел преподаватель Ивойлов И.И. на тему «Любимое животное». Обучающиеся продемонстрировали владение различными техниками лепкииз пластилина на тонированном картоне: жгутики, скручивание, шарики. В процессе урока совместное творчество родителей и детей завершилось выставкой творческих работ «Любимые животные Африки». Родители смогли погрузиться в детство, при выполнении совместной работы со своими детьми зарядились позитивом, после рабочего дня, и пожелали чаще проводить такие открытые уроки.

В настоящее время взрослые, и дети проявляют большой интерес к русской старине: обычаям, обрядам, традициям и, конечно, сопровождающим всё это предметам. У людей появляется желание узнать, как жили их предки в древней Руси. Чтобы попытаться ответить на эти вопросы преподаватель Золотова А.А. провела три мастер-класса «Изготовление сувенира к празднику Светлая Пасха» с обучающимися младших классов по изготовлению декоративных подарочных подставок для пасхальных яиц. Целью уроков была совместная деятельность обучающихся и родителя. На занятиях, по мнению родителей, была создана уютная атмосфера, что способствовало активной творческой работоспособности, полету воображения и фантазии.

Все участники мероприятия унесли домой подарочные сувениры к празднику. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни.

Обучающиеся театрального коллектива «Арабески» на открытом уроке преподавателя Сороколетовой М.Ф. по теме: «Конкурсная деятельность – активная форма обучения» показали хороший уровень подготовки к участию в конкурсах, владение универсальными театральными, творческими навыками при исполнении художественного слова. Родители отметили, как заинтересованно преподаватель вводит учащихся в мир театрального искусства, объединяя мир театральный и мир обыденный. Родители считают, что занятия театром способствуют формированию необходимых качеств, для успешного обучения в общеобразовательной школе (внимательность, собранность, хорошая дикция, правильная и выразительная речь, память, самоконтроль, умение выступать перед публикой).

Сегодня каждый преподаватель ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся.

Преподаватель Малова О.В. провела мастер-класс «Начальный этап обучения на музыкальных инструментах» с обучающимися по программе «Раннее эстетическое развитие детей» по классу фортепиано, синтезатор. В процессе мастер-класса были задействованы не только дети, но и родители. Каждый смог побывать в роли ученика, исполняя импровизационные задания на фортепиано. Родители отметили, что мастер-класс был проведен на высоком профессиональном уровне, в уютной, теплой и доброжелательной атмосфере, в процессе обучения преподаватель с большим вниманием использует индивидуальный подход к каждому ребенку, помогая им делать первые шаги в обучении.

Открытый урок с обучающимися по классу скрипки провела «Арабаджи Ю. К. «Работа над навыками игры в скрипичном ансамбле».

Урок был направлен на пропаганду и повышение престижа владения музыкальным инструментом скрипка. Все родители отметили, что урок был содержательный и интересный. Преподаватель с увлечением продемонстрировала профессиональный подход к исполнению музыкальных произведений в скрипичном ансамбле. Родители поблагодарили преподавателя за организацию и проведение урока.

Преподаватель Черкашова Ю.Г. провела открытый урок «Игра в ансамбле как способ поддержания интереса к занятиям музыкой» с обучающимися по классу саксофона. Преподаватель показала работу на начальном этапе обучения на саксофоне, исполнение произведений в ансамбле, используя средства музыкальной выразительности, анализируя форму произведения и создание художественного образа. Урок показал, что обучающиеся по классу саксофона с большим интересом и желанием занимаются на саксофоне, овладевая сложными приемами звукоизвлечения.

Концерт «Волшебные звуки флейты» провела преподаватель Ларионова С.Н. с обучающимися по классу флейты. Концертные выступления обучающихся чередовались с увлекательным рассказом об истории создания духового инструмента флейта и его разновидностей. По отзывам родителей, концерт оставил в душе теплые чувства, от волшебного звучания флейты. Все присутствующие получили большой заряд положительных эмоций.

Наиболее профессионально был проведен мастер-класс «Развитие креативной компетентности обучающихся средствами малого жанра детского фольклора» с обучающимися ансамбля народной песни «Задоринки» преподаватель Чуркин А.Ф. Родители и обучающиеся познакомились с весенними народными праздниками на Руси, с традицими их проведения. Преподаватель увлекательно показал внедрение и сохранение традиций народной культуры, показал формы и методы работы при исполнении русских народных частушек, песен. Акцентировал внимание родителей на организацию активной музыкальной деятельности, развитию креативных возможностей у детей. Обратил внимание на воспитывающую роль народного пения в духовно-нравственном становлении юной личности. Преподаватель на практике показал, что изучая музыкальную народную культуру, учащиеся проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и окружающих, учатся высокой нравственности, развивая певческие навыки, музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и культуру речи.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание в ДШИ развивающей образовательной среды.

Кульминационным мероприятием «Недели отрытых дверей» был концерт « В сердце оттепель». Выступления ансамбля народной песни «Задоринки» (руководитель Чуркин А.Ф.) и ансамбля «Верх-Нейвинские ложкари» (руководитель Ушатов А.П.) увлекательно показали сохранение традиций народной музыкальной культуры в современной школе.

Для формирования устойчивого интереса к музыкально-исполнительской деятельности на концерте была создана ситуация успеха публичного исполнения на музыкальных инструментах: фортепиано, скрипка, синтезатор, флейта, баян. Гордость и удовлетворение от собственного успеха повышает интерес и работоспособность учеников, а присутствие родителей на уроках дает ребенку чувство психологической защищенности, превращает образовательный процесс в увлекательное занятие, способствует его эффективности, к дальнейшему творчеству и самореализации.

Дети с большой гордостью услышали громкие аплодисменты. Слова благодарности написали родители в отзывах о проведении мероприятия, где отметили, что с помощью занятий музыкой восприятие мира детьми становится ярче, и мировоззрение становиться шире и направленно в сторону добра и любви.

По результатам реализации образовательного проекта «Неделя открытых дверей» для родителей и жителей г.о. Верх-Нейвинский можно сделать следующие выводы:

  • преподаватели на уроках используют современные инновационные педагогические технологии; групповые, индивидуальные методы работы, разнообразные творческие формы;
  • учащиеся на уроках показали хороший уровень самоорганизации, высокий уровень выполнения требований преподавателя, в достаточной степени – уровень владения универсальными учебными действиями;
  • проведенные мероприятия свидетельствуют не только о хорошем уровне преподавательской учебной деятельности, но и о проводимой в школе воспитательной работе с обучающимися;
  • все преподаватели в ходе недели проявили хорошие организаторские способности, создали творческую атмосферу для учащихся и родителей;
  • мероприятия были интересны и познавательны, ориентированные на максимальное раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей каждого ученика.
  • родители отметили высокий профессионализм и культурный уровень преподавателей ДШИ.
  • родители считают, что обучение в ДШИ – это эффективная организация свободного времени, где ребенок учится самостоятельности, самодисциплине, трудолюбию, усидчивости, умение сдерживать свои эмоции, подчинять свои желания, требованиям преподавателя, выполняя принятие правила. Эти качества помогут ребенку успешно справляться с требованиями общеобразовательной школы и в целом с требованиями современной жизни.
  • все участники «Недели открытых дверей» получили отличный заряд бодрости положительных эмоций.

В качестве улучшения проведения «Недели открытых дверей» можно определить следующее:

  • преподавателям увеличить число взаимопосещений открытых уроков;
  • активнее использовать на уроках методы поисковой, исследовательской деятельности, иных современных методик преподавания.
  • привлекать еще более активно родителей и жителей поселка к посещению мероприятий «Неделя открытых дверей».

Итогом проведения «Недели отрытых дверей» для родителей являются:

  • методические материалы (план проведения, афиши мероприятий, фотоматериалы, видеоматериалы, компьютерные презентации, разработки уроков, отзывы родителей);
  • анализ проведения, обобщение коллективного и индивидуального опыта.

Материалы планируется использовать для:

  • выпуска фото-коллажа с материалами участников недели;
  • публикации материалов в методической копилке сайта нашей школы.
  • выпуска статьи в газету «Верх-Нейвинский вестник».

Образовательный проект «Неделя открытых дверей» реализуется с 2012 года. Во время проведения недели происходит активизация мотивации в индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, развивается самостоятельность, формируются межличностные коммуникации. Родители во время проведения недели являются активными участниками образовательного процесса, интересуются успехами своих детей. Все выше сказанное способствует тесному сотрудничеству с родителями, которое помогает наиболее эффективно реагировать на запросы родителей в сфере художественного образования.

Художественное образование в ДШИ приводит к гармоничному развитию личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни. Творчество в совокупности с художественными знаниями и умениями расширяет выбор будущей профессии и в целом возможности ребенка к самоутверждению и самоактулизации в любой профессиональной сфере.