17 марта 2022 года в рамках проекта «Неделя открытых дверей» прошел открытый урок учащихся по классу фортепиано и синтезатора преподавателя МАУ ДО «ДШИ» высшей квалификационной категории Маловой Ольги Викторовны.

Тема урока «Работа над качеством звукоизвлечения на клавишных инструментах» была выбрана  для повышения мотивации учащихся к обучению на клавишных инструментах, привлечения родителей к сотрудничеству и показа преимущества игры на фортепиано и синтезаторе перед другими музыкальными инструментами.

Обращаясь к присутствующим родителям и учащимся преподаватель обратила внимание, что нет никаких сомнений в том, что наличие фортепиано в  домашней гостиной придает  изысканность и дополнительную красоту. Но инструмент  несет в   дом гораздо больше, чем просто впечатление от красоты интерьера. Можно научиться играть на самых разных замечательных музыкальных инструментах, но освоение фортепиано даст вам гораздо больше преимуществ.

Фортепиано –это полифонический инструмент. Как правило, большинство музыкальных инструментов, такие как скрипка, флейта и многие другие, являются монофоническими, это означает, что каждый раз вы можете брать только одну ноту. В отличие от них фортепиано дает возможность играть несколько нот одновременно. Это качество фортепиано называется полифонией и делает его универсальным инструментом сольного исполнения. Другие инструменты и органы могут быть недостаточно эффективными, когда дело доходит до исполнения сложных пассажей одним музыкантом.

Первым выступил на открытом уроке юный музыкант Поляков Егор он с большим удовольствием исполнил две пьески И. Корольковой «Зайчик» и «Зайка по полю ходил». Зрители бурными аплодисментами встретили выступление   Егора. Особенно важно, что выступление Егора поддерживала вся семья: мама, папа, сестренка и бабушка. Это самые главные зрители. Одним из преимуществ уроков фортепиано для маленьких детей является развитие мозга и психического здоровья. Когда дети начинают играть на фортепиано, различные доли их мозга подвергаются стимуляции. Фортепиано требует от них координации движений различных частей тела для правильного выполнения одного задания. Оно заставляет их читать ноты и одновременно с этим перемещать пальцы по клавиатуре. Все пьесы и тона исполняются по-разному, поэтому изучение фортепиано сделает их ум более острым. Они должны играть разные фрагменты музыки разными руками, и мозг вынужден отдавать отдельные команды каждой руке.
Свое выступление ученица первого класса предпрофессиональной программы «Фортепиано»  Щекалева Ксюша начала с забавного стихотворения «Хомячок» так называется пьеска И. Крольковой. Ученица показала, как на первых этапах обучения стихотворения помогают создать настроение и характер пьески. Ксюша показала, как на фортепиано возможны впечатляющие сольные выступления с богатым гармоническим звучанием, так и  возможность использовать фортепиано в ансамблевой игре с преподавателем.

С первых уроков для   важно научить ребёнка любить самый обычный фортепианный звук полный, мягкий, сочный, и привить потребность в таком звучании. А для этого необходимо научить ученика опускать пальцы и руки «в клавиши», в рояль, «хорошо чувствовать клавиатуру», как бы преодолевая её сопротивление.

Фрагмент работы над штрихами и звукоизвлечением показала преподаватель с ученицей второго класса Карелиной Кристиной,  при исполнении  вариации на русскую народную песню «Коровушка». Ученица продемонстрировала владение штрихами легато и стаккато. При исполнение произведения учащейся преподаватель показала как выявляются проблемы и определяются пути их коррекции.

Учащиеся предпрофессиональных программ «Струнные инструменты» Кбилашвили Теона и Проскурнин Никита и «Духовые и ударные инструменты» Гайдунова Настя показали как   кончиками пальцев рук   можно  ощутить качество  опоры при исполнении произведений на фортепиано, как  легче приобрести его при работе над произведениями (или фрагментом) аккордового изложения, требующим наполненности звучания.  Параллельно с работой над аккордовой фактурой нужно искать звучание, и связанное с ним ощущение при исполнении мелодической линии.  

Многие учащиеся класса Ольги Викторовны принимают участие и становятся Лауреатами в конкурсах различного уровня. В исполнение ученицы 4 класса Щукиной Ульяны предпрофессиональной программы «Фортепиано» прозвучало конкурсное произведение К. Дебюсси «Маленький негритенок». Преподаватель очень доступно рассказала об этапах работы над конкурсным произведением, обратила внимание, что повторение  последовательности изучения произведения  прослушивание произведения целиком, затем начиналась тщательная проработка музыкальной ткани: форма произведения, гармония, полифония, отклонения, динамические изменения, фразировка и т.д. все подвергалось анализу, после чего следовали рекомендации по конкретным приемам. Аппликатура, артикуляция, педализация – все осмысливалось не как самоцель, но как выразительное средство и давалось в предельном четком, конкретном виде. Результат Диплом Лауреата III степени на Международном фестивале-конкурсе в г. Тюмень.

В заключении первой части урока прозвучали яркие и эффектные фортепианный ансамбли. Сама преподаватель   продемонстрировала техническое,  эмоциональное и профессиональное  владение фортепиано. В     ансамбле с выпускницей школы Волковой Марией прозвучал «Марш» С. Гаврилина. В ансамбле с преподавателем Федуловой Инной Николаевной была  исполнена стильная Джазовая пьеса М. Шмитц. Зрители бурными аплодисментами оценили выступление преподавателей. По отзывам родителей это мощный стимул для детей.

Многие великие композиторы и педагоги сходились в одном: необходимо научить детей не только техническим навыкам исполнения музыки, но и искусству понимания ее и любви к ней.  Мне представляется, что для наилучшего развития этих качеств  необходима целенаправленная работа.  В яркой, полезной и увлекательной форме она протекает на уроках  по классу игры на синтезаторе.

Молчанова Маргарита исполнила детскую песенку «Мишка с куклой» и Парфенов Семен «Большой олень». Учащиеся показали как легко и естественно владеют    основными законами построения простых музыкальных форм, разбираются в значимости регистра, тембра, ритма, метра,  специфике различных ладов и, конечно, продемонстрировали как  особое внимание при исполнении уделяется работе над художественным образом.

Синтезатор является, по сути дела,  своеобразным компьютером – невзирая на определенное сходство с фортепиано  (благодаря чему имеется и ряд технических приемов звукоизвлечения, единых для  данных инструментов). Вследствие этого, занятия на синтезаторе не могут проходить «под эгидой»  упрощенных  уроков игры на  фортепиано. Стулов Никита ученик 6 класса исполнил музыкальную композицию  «Снег идет». Показал своей игрой, что синтезатор неподражаем – с его возможностью воспроизведения всех существующих живых инструментов, электронных тембров и эффектов, более того – создания собственных уникальных тембров. С особой возможностью: звукозаписи и обработки звука и самой фонограммы, в целом, превращающей его в компактную музыкальную студию.  Он необычен и своею возможностью  трансформации в миди-клавиатуру (с проведением основной работы на компьютере)

В наш век информатики и компьютеризации, представляется крайне  актуальным обращение к столь мощному и интересному инструменту – способному позволить ребенку лучше понять неоднозначный и многообразный мир музыкальных образов.  Столь современный инструмент может позволить перебросить мостик понимания между 21 веком и веками, ушедшими в прошлое – и сделать прекрасные, вечные образы шедевров классической музыки предельно близкими и ребенку, и подростку.   Более того, синтезатор обладает всеми возможностями для наиболее легкого создания собственных музыкальных композиций, аранжировок, обработок – т.е. глубоко личного,  близкого знакомства с особенностями создания и развития художественного образа в музыке. Кульминацией урока было выступление ансамблей синтезаторов Дипломантов и Лауреатов III степени  Областного конкурса  клавишных синтезаторов. В исполнении  Завьялова Ивана и Силантьева Максима прозвучала музыкальная композиция Ж. Косма «Опавшие листья». И ярким заключительным аккордом в исполнении ансамбля в составе Панченко Льва и Стулова Никиты прозвучала мексиканская народная песня «Кукарача».

В заключение открытого урока преподаватель Ольга Викторовна обратила внимание родителей, что обычно, когда Ваши дети занимаются спортом и другими играми, Вы стараетесь в этом участвовать. Это стоит делать и при игре на клавишных инструментах. Независимо от того, играет ли Ваш ребенок на акустическом или цифровом клавишном инструменте,  совместные занятия с детьми улучшат их внимание и концентрацию.

Когда родители хвалят детей за реальные достижения, это увеличивает их уверенность и повышает настроение, стимулируя их учиться дальше. Даже если это простые мелодии или несколько нот, уроки фортепиано и синтезатора  творят чудеса в развитии личности и академических успехах Ваших детей.  Музыкальный  дар обогащает их личность на всю жизнь и подарит счастье, а также улучшит физическое и психическое развитие.

 

                                                 Ольга Малова, преподаватель МАУ ДО «ДШИ»